http://www.fsrussia.ru/news/76_tancuem_po-novomu/ ТАНЦУЕМ ПО-НОВОМУ
Об изменениях в программе спортивных танцевальных пар рассказывает член Комитета по спортивным танцам на льду Международного Союза конькобежцев (ИСУ) Алла ШЕХОВЦОВАСуть и смысл изменений сводятся в основном к тому, чтобы унифицировать программы во всех видах фигурного катания. Если в одиночном и парном катании фигуристы соревновались в короткой и произвольной программах, то в танцах, как вы знаете, было три различных вида: обязательный, оригинальный и произвольный танцы. Надо было привести все это к общему знаменателю.
Два танца вместо трехПредложение сократить программу соревнований по спортивным танцам на льду до двух видов, было озвучено президентом ИСУ итальянцем Оттавио Чиквантой еще до Конгресса-2008 в Монако.
Что касается так называемого короткого танца – «Short Dance», то его презентация состоялась тогда же в Монако. Однако представленная тогда на Конгрессе ИСУ демонстрация не произвела должного впечатления на делегатов. Конгресс одобрил идею сокращения программы до двух видов, но не поддержал «Шорт Дэнс» в том виде, в котором он был представлен. В итоге Техническому комитету по спортивным танцам на льду, который возглавлял наш олимпийский чемпион Александр Горшков, было рекомендовано и далее идти по этому пути. Предстояло доработать правила, критерии, и представить более интересную версию, которая могла бы заинтересовать как зрителей, так и спортсменов. Отказываться от обязательных танцев большинство делегатов Конгресса не рекомендовало, так как именно обязательные танцы являются наиболее объективным видом спортивных танцев на льду.
В течение двух лет Комитет по спортивным танцам на льду очень серьезно работал над идеей объединения обязательного танца и оригинального танца в один. Огромный вклад в эту работу был внесен Александром Горшковым. Было проведено несколько тестов.
Лучший танец из трех версийВ мае 2009 года в Милане были представлены три различные версии «Short Dance». Одна из этих версий состояла из одной серии обязательного танца и креативной части, в которую были включены такие элементы, как поддержка твизлы и дорожка шагов. Вторая версия представляла собой аналог существующего оригинального танца, включавший в себя как традиционные предписанные элементы, так и новые элементы, которые были заимствованы из обязательных танцев. И, наконец, третья версия, представляла собой танец, исполняемый по предписанному рисунку и включающий в себя предписанные элементы
За тестовым показом наблюдали ведущие специалисты в области спортивных танцев на льду из многих стран - тренеры, судьи, технические специалисты, а также руководитель проекта сэр Куртни Джонс(Великобритания) и члены Комитета по спортивным танцам на льду. Наиболее удачной версией, по общему мнению, была признана версия, которая включала в себя обязательный танец и дополняла его креативными частями, в которые были включены различные элементы. Одобренная версия была доработана в плане системы ее судейства, правил и направления.
И вот итог: Конгрессом ИСУ-2010 в Барселоне большинством голосов делегатов была принята новая версия короткого танца, которая получила название «Short Dance» – «Шорт Дэнс».
Нас ждут «Венский вальс» и «Голден вальс»Теперь о конкретике. В этом сезоне в юниорах будет исполняться две серии «Венского вальса», и в креативных частях должны быть исполнены три элемента: это параллельная дорожка шагов по прямой, серия синхронных твизлов и поддержка. Технический Комитет по спортивным танцам на льду настоятельно рекомендовал, чтобы паттерн-дэнс (обязательный танец) был гармонично интегрирован в общую композицию.
В соревнованиях среди взрослых в композицию «Шорт Дэнса» должен быть включен «Голден Вальс» и также как у юниоров в креативную часть должны быть включены предписанные элементы. Музыка, выбранная спортсменами для исполнения креативной части, может состоять из следующих ритмов – вальс, танго, квикстеп и фокстрот.
В этой попытке объединить обязательные танцы с креативной частью, преследуется важная цель: с одной стороны, сохранить традиции спортивных танцев на льду, с другой, сделать их более зрелищными. Музыка будет разная, и благодаря этому состязания сделаются еще интереснее.
Судьям предстоит учитьсяРасскажу и об оценках. Сегодня танцы будут оцениваться несколько по иному. Для определения уровней сложности в паттерн - дэнсе введены так называемые ки-пойнты (ключевые моменты), в которые включены наиболее сложные шаги. И на основании этих ключевых моментов, а также уровней сложности предписанных элементов техническая бригада будет определять технические уровни. Судьи в свою очередь будут выставлять оценки за качество всех исполненных элементов, а также оценивать компоненты программы, которые остались неизменными.
Музыка – без депрессии, костюмы – без излишнего шикаЗначительные изменения претерпели правила, касающиеся выбора музыкального сопровождения. ИСУ в последнее время очень беспокоило излишнее увлечение обилием депрессивной музыки и той музыки, которая, по сути, не пригодна для использования в спортивных танцах на льду. В ней либо не было танцевальных ритмов, либо ощущалась драматическая основа, но спортсмены не были в состоянии ее передать. В итоге зрительское восприятие таких программ пошло вниз. В этом году правила были кардинально изменены. Соответственно с этими правилами музыка, прежде всего, не должна быть монотонной, должна иметь, так называемый, «аплифтинг» - характер, должна вызывать позитивное восприятие и позитивные эмоции. В ней должна быть обязательно либо одна смена ритма, либо смена настроения.
Изменены правила по костюмам. Связано это было, прежде всего, с ситуацией, которая возникла на чемпионате Европы-2010 в Таллинне, где начались дискуссии вокруг костюмов Яны Хохловой и Сергея Новицкого. По мнению многих зарубежных специалистов, их костюмы имели театральную направленность, и не соответствовали правилам спортивных соревнований. Так же вызвала споры форма юбки партнерши, которая была, как считали некоторые, излишне открыта. Очень много споров было по поводу использования ремня во время поддержек и в различных танцевальных движениях Оксаны Домниной и Максима Шабалина. В связи с этим ИСУ в этом году ужесточил правила по костюмам. Запрещено использовать любую часть костюма для хватов в поддержках. Также акцентировано внимание на том, что костюмы не должны иметь излишней театральной направленности, оговорены крой и форма юбки. Костюм спортсменов не должен быть излишне открытым.
А как все это нашим?Естественны вопросы от российских любителей фигурного катания: а нашим спортсменам, нашей школе, эти изменения на пользу?
Отвечу так: это не в плюс и это не в минус, надо просто уметь использовать все новые правила в свою пользу. Внимательно эти правила изучить, вовремя адаптироваться к нововведениям и найти в них не использовавшиеся раньше возможности для творчества. Но в то же время нельзя забывать, что творчество не должно выходить за рамки этих правил.
Замечу, что самое главное в том, что удалось сохранить обязательные танцы, правда, в несколько ином формате. Потому что они – по традиции наиболее выигрышный вид для российских спортсменов.
После принятия «Short Dance» на Конгрессе ИСУ, было выпущено коммюнике 1621, где все эти моменты были оговорены. А затем состоялся семинар во Франкфурте.
Судьи, на учебу!Семинар во Франкфурте проводился для того, чтобы объяснить, уточнить и обучить технические бригады специалистов и контролеров новым правилам. Это был как теоретический, так и практический семинар. Участие принимали члены Технических комитетов и приглашенные специалисты. По всем видам было180 человек. Такие семинары собираются во Франкфурте ежегодно.
Технические контролеры и специалисты должны регулярно проходить подобные семинары. Они для тех, кто хочет подтвердить свою квалификацию и получить право дальнейшего обслуживания соревнований, а также для тех, кто стремится повысить свою квалификацию. В этом случае им необходимо не только пройти семинар, но и сдать экзамены комиссии.
Представители нашей страны, конечно же, были во Франкфурте. Так Светлана Ляпина впервые принимала участие в этом семинаре, и сдавала экзамены на технического специалиста международных соревнований. Сдала успешно, и получила международный сертификат. Солтан Кокоев получил сертификат международного специалиста по спортивным парам. Ульяна Чиркова - международный уровень в синхронном катании. Сергей Ромашкин, который в прошлом году, к сожалению, не смог защитить свое право перейти из разряда международных технических специалистов в разряд технических специалистов ИСУ, в этом году успешно сдал экзамен, и получил право судить на высшем уровне.