Сезон 2005-2006 (Часть 3)

 "ЗЕБРА ПРЕВРАТИЛАСЬ В ПТИЦУ И УЛЕТЕЛА НА ЮГ"
Стефан Ламбьель поразил всех полетом фантазии
"Санкт-Петербургские ведомости" 29 ноября 2005
Елена Оникул
В Петербурге выяснилось, что Евгений Плющенко и его тренер Алексей Мишин не зря прорабатывали несколько вариантов короткой программы. Один из главных фаворитов олимпийского сезона швейцарец Стефан Ламбьель в первый день турнира выступал под музыку из фильма "Однажды в Мексике". Как мы уже писали, в начале сезона такую же мелодию выбрал для короткой программы и петербуржец. Сам же Евгений в первом виде двоеборья катался под "Тоску". Кстати, немудрено, что в преддверии Олимпийских игр в Турине многие фигуристы предпочитают, что называется, действовать наверняка и выбрали в качестве музыкального сопровождения произведения великих итальянских композиторов.
Так, например, тот же Ламбьель уже в произвольной программе катался под знаменитые "Времена года" Антонио Вивальди. Правда, интерпретация швейцарца лично мне не очень понравилась. Она, что называется, не легла на конек: не было той монолитности музыки, элементов и экспрессии, что и входит в понятие "артистичность исполнения". Диссонанс с лиричной мелодией создавал и пестрый костюм фигуриста: в черно-белую полоску спереди, красный сзади и с голубыми рукавами в придачу.
Неудивительно, что первый вопрос, заданный Стефану, как раз касался его костюма.
- Понимаете, когда я в первый раз услышал эту музыку, мне почудился топот копыт. Я нарисовал себе такую картинку: зебра захотела взглянуть на зиму, она нюхает снег, - объяснял швейцарский фигурист. - Но он ей не понравился, и тогда зебра превратилась в ярко-красную птицу и улетела на юг.
От такого полета фантазии журналисты на миг потеряли дар речи, а сидящий рядом с Ламбьелем Евгений Плющенко чуть не свернул шею, с интересом рассматривая соперника. Кстати, сам Женя в Ледовом исполнял прошлогоднюю произвольную программу "Крестный отец". Влюбленный в эту композицию, он исполнил ее с таким вдохновением, что даже падение в одном из прыжков не испортило общего впечатления. Сам спортсмен тоже был доволен собой.
- Я рад, что здоров, нигде ничего не болит, - заметил Евгений. - Еще есть над чем работать, но я спокоен.
 ______________________________________________________

ЧУДЕСНЫЙ СОН
На пятом этапе серии "Гран-при" в Санкт-Петербурге все четыре вида выиграли россияне
"Советский спорт" 28 ноября 2005
Сергей Пряхин
ГЕРОЕВ НЕ НАШЛОСЬ
У мужчин произвольную программу начинает Илья Климкин. И зрители хватаются за голову. За пять (!) элементов россиянин получает от судей отрицательные оценки. В итоге попадание Климкина в олимпийскую команду оказалось под огромным вопросом. А ведь до питерского "Гран-при" Илья имел твердый статус второго номера сборной.
Не блестяще выступает и Сергей Добрин, упавший на тройном флипе.
Интересно, что покажет Евгений Плющенко?
Сказать, что в городе на Неве трехкратного чемпиона мира любят - значит, не сказать ничего. "Женя, мы с тобой!", "Плющенко №1 навсегда", "Удачи, Женя!" - трибуны Ледовой арены с утра пестрят баннерами в честь российского фигуриста. А едва Плющенко появляется на разминке, у многих представительниц прекрасного пола легкая истерика. Евгения публика всегда встречает восторженно, но в Питере…
Под впечатлением от такого приема Плющенко безупречно выполняет прыжки. Правда, так заводится на шагах и вращениях, что порой теряет траекторию. Но кто на это обращает внимание, кроме въедливых арбитров?!
Обыграть Плющенко в Санкт-Петербурге - геройство. На этот раз героев не оказалось. "Плющенко - звезда! Я закончил" - такими словами, сказанными на русском языке, открыл пресс-конференцию третий призер соревнований американец Джонни Вейер.
И СНОВА О ГЛАВНОМ
А Плющенко, пообщавшись с журналистами на пресс-конференции и дав затем интервью "СС", отправился в оргкомитет узнавать воскресную программу показательных выступлений. Через десять секунд из-за приоткрытой двери раздался отчаянный голос победителя:
- Тренировка в десять?! Так рано?! А можно на нее не приходить?
Что поделать, любят фигуристы поспать. Особенно после хорошо сделанной работы.
КСТАТИ
За победу на этапе "Гран-при Кубок России" участникам полагалась сумма, равная 18 тысячам долларов. Приз за второе место - 13 тысяч, за третье - 9, за четвертое - 3 и, наконец, за пятое - 2 тысячи долларов.
 _____________________________________________

ЛАНЧ С ПЛЮЩЕНКО
"Смена" 28 ноября 2005
Даниил Орловский
Уверенно, логично и безнадежно предсказуемо победив во всех четырех видах программы российского этапа Гран-при, российские же фигуристы получили заслуженные призовые и столь необходимую порцию хорошего настроения накануне главных драк сезона. При всем уважении к "Кубку России", к слову, собравшему весьма солидный состав участников, петербургский турнир был не более чем легким ланчем перед олимпийским ужином в Турине. А потому и Евгений Плющенко, и Ирина Слуцкая, и Татьяна Тотьмянина с Максимом Марининым, и Татьяна Навка с Романом Костомаровым так и покинули Ледовый с чувством легкого спортивного голода.
Плющенко остался доволен собой, а зрители остались довольны Плющенко. Большего нынче, как говорится, и не требовалось. Мало кто обратил внимание на то, что избранная Евгением в пику жизнерадостным Стефану Ламбьелю и Джонни Уэйру страдальческая "Тоска" как-то не очень вписывается в навеки отложенный в судейском сознании образ звезды: такого разного даже в масштабах одной короткой программы. Монотонная "Тоска" - совсем для иного образа. Впрочем, как заверил автора этих строк тренер кумира Алексей Мишин, к Олимпиаде музыка претерпит серьезные коррективы, и ожидаемые смены ритма окончательно и бесповоротно сделают в "Тоске" ударение на первом слоге.
Тогда же, видимо, следует ожидать и чемпионского проката чемпионского уровня сложности произвольного "Крестного отца". Нельзя не отметить, что в Петербурге действующий чемпион мира Ламбьель заказал элементов на 1,5 балла больше, чем Плющенко. Другое дело, у него мало что из заказанного получилось. А сама программа, исполняемая почему-то под "Времена года" Вивальди, отображает, как выяснилось, нелегкий путь зебры, настолько обалдевшей от холода, что она превращается в чудо-птицу, улетающую в прекрасное солнечное далеко. Это почти что цитата Стефана. Положа руку на сердце, на Гран-при обаятельный швейцарец откровенно валял дурака.
Что же касается еще более обаятельного (впрочем, вопрос спорный) американца Уэйра, то его Плющенко пока вряд ли стоит опасаться. Пока этот потрясающе пластичный паренек хотя бы не овладеет четверным. Правда, за чашечкой чая малыш Джонни шепнул мне на ушко, что на Олимпиаде непременно исполнит четверной тулуп. Наверное, на Олимпиаде в Ванкувере.
 ________________________________________________________________

СЛУЦКУЮ УНЕСЛИ СО ЛЬДА НА РУКАХ!
Наши фигуристы отлично выступили на Кубке России в Санкт-Петербурге
"Комсомольская правда" 28 ноября 2005
Дмитрий Иванов
С особым интересом ожидался выход на лед Евгения Плющенко. Женя готовился в родном Дворце спорта "Юбилейный" под покровом тайны. Ходили слухи, что пах после операции все не заживает, не клеятся новые программы.Но ученик Алексея Мишина если ответил не на все вопросы, то на многие.
- Ну что же, очень достойно, - уважительно качал головой Максим Маринин, с которым корреспондент "КП" смотрел номер Жени.
Сам же Женя слегка озадачил, комментируя свою победу:
- Я доволен и недоволен выступлением. Здорово прыгал, особенно четверной и прыжок в три с половиной оборота. Плохо, что в концовке устал (сорвав один из прыжков). Важнее другое. Сейчас я спокоен. У меня ничего не болит, я показываю неплохой результат и могу бороться.
 _____________________________________________________________________

ЕВГЕНИЙ ПЛЮЩЕНКО РЕШИЛ НЕ МЕНЯТЬ "ОТЦА"
"Коммерсант" 28 ноября 2005
Алиса Потина
На петербургском этапе российские фигуристы установили своеобразный рекорд. Они завоевали золото во всех четырех видах программы. Такого количества первых мест не смог заработать никто из хозяев предшествовавших этапов: американцы и канадцы выиграли по две золотые награды, китайцы и французы не получили вообще ни одной.
Этот этап стал заключительным для лидеров российского фигурного катания. Никто из них в японский город Осаку на NHK Trophy не едет. В финале же Гран-при, который состоится в Токио с 16 по 18 декабря, примут участие фактически все наши известные фигуристы. Под вопросом разве что участие Евгения Плющенко, даже если он и попадет в шестерку лучших по итогам шести этапов. Дело в том, что сам фигурист не горит желанием выступать в финале. Впрочем, Плющенко в этом сезоне уже не раз менял свои планы.
Понимая всю ответственность нынешнего, олимпийского, сезона, Плющенко и его тренер Алексей Мишин решили действовать наверняка и подготовили четыре варианта короткой программы и два - произвольной. Питерский тандем в этом году обращался к разным хореографам, в том числе и к Николаю Морозову. Однако не его короткую программу выбрал фигурист. Возможно, потому что на эту же музыку - "Однажды в Мексике" - сделал программу чемпион мира Стефан Ламбьель. На Олимпийских играх короткой программой у Плющенко будет "Тоска" Пуччини, поставленная Давидом Авдышем, а произвольной - прошлогодний "Крестный отец".
Если образ, создаваемый Плющенко в "Крестном отце", в общем-то, созвучен авторскому замыслу данного произведения, то Ламбьель кардинально переосмыслил идеи Вивальди во "Временах года". Швейцарец в чем-то опроверг представление о том, что словосочетание "загадочная душа" применимо исключительно к русским. По словам Ламбьеля, в одном из музыкальных отрывков "Времен" он услышал стук копыт и представил себе зебру, которая впервые увидела снег. Но он ей не понравился, и зебра, превратившись в птицу, улетела в небо. Фантазии Ламбьеля нашли отражение и в его костюме. Куртка напоминает шкуру зебры, окрашенную местами в красный цвет, с бело-голубыми рукавами, на которых блестящие звезды. С этой программой, которую Ламбьель откатал на этот раз неважно, дважды упав, он занял второе место. Следом за Плющенко, который на турнире установил свой личный рекорд, набрав 241,80 балла.
 __________________________________________________________________

НА ОДНОМ КОНЬКЕ
Российские фигуристы в Санкт-Петербурге выиграли все "золото" этапа Гран-при
"Время новостей" 28 ноября 2005
Ольга Ермолина
Главными соперниками Плющенко в Санкт-Петербурге являлись чемпион мира-2005 швейцарец Стефан Ламбьель и американец Джонни Вейр. Оба уже выступали на предыдущих этапах Гран-при: Ламбьель в Пекине, где был вторым, а Вейр в Канаде, где стал седьмым. Оба, комментируя прокаты в России, сказали, что не удовлетворены своим катанием. Ламбьель посетовал на прыжки, которые исполнил не слишком чисто, а Вейр сказал, что не набрал еще нужные кондиции. Кстати, американец, которого тренирует Татьяна Тарасова, не скрывал своих симпатий к России и по гостинице ходил в толстовке с надписью СССР. На шутливый вопрос, уж не собирается ли он поменять сборную, на чистом русском Вейр ответил: "Нет, я американец, но вашу страну люблю". В итоге призовую тройку составили Евгений Плющенко, набравший 241,80 балла, вторым стал Ламбьель, а третьим Вейр, отставший от лидера почти на 40 баллов.
 _______________________________________________________________________

ЗОЛОТОЙ ЛЁД "КУБКА РОССИИ"
"Фонтанка.Ру" 28 ноября 2005
Мария Мокейчева
ПЛЮЩЕНКО СТАЛ "КРЕСТНЫМ ОТЦОМ" В "ГОРОДЕ, КОТОРОГО НЕТ"
Соревнований в мужском одиночном катании все ждали и с радостью, и с волнением. С радостью - потому что только так принимают в Петербурге Евгения Плющенко. С волнением - потому что это был первый международный старт Евгения после серьезной травмы, из-за которой он был вынужден в прошлом году сняться с Чемпионата Мира в Москве. Тем более что на "Кубок России" приехал и действующий чемпион мира - швейцарец Стефан Ламбьель. Но ему на сей раз не удалось подняться выше второй ступеньки пьедестала - ошибки были и в энергичной короткой программе под мелодию "Однажды в Мексике", и в лиричной произвольной под "Времена года" Вивальди. Так, произвольную программу Ламбьель начал с падения на тройном акселе, что сделало его катание несколько неуверенным. Однако к концу программы он отошел от падения и продемонстрировал великолепные дорожки шагов и свои фирменные вращения, которые фигурист исполняет с невероятной скоростью. Кстати, Ламбьель единственный из фигуристов исполнил на этих соревнованиях два четверных прыжка, один из которых в каскаде с тройным. На пресс-конференции Стефан Ламбьель особо отметил поддержку петербургской публики.
Обладатель бронзовой награды в соревнованиях среди мужчин - американец Джонни Вейр - сделал все, чтобы очаровать как российских зрителей, так и журналистов. Еще в гостинице он был замечен в футболке с надписью "СССР", однако на вопрос - не собирается ли он поменять сборную - ответил: "Я американец. Я живу в США, но мне очень нравится Россия". И все это на чистом русском языке. Чувствуется влияние Татьяны Тарасовой, которая хоть и не является его основным тренером, но уже несколько лет работает с Джонни. И хотя выступление Вейра на питерском льду было далеко от совершенства (особенно в произвольной программе), но заметно, что потенциал у спортсмена очень высок. Сам Джонни Вейр надеется, что еще до конца сезона он сможет показать себя. Зная историю этого спортсмена - ему вполне можно верить. Ведь в фигурное катание Вейр пришел очень поздно - в 12 лет, а до этого занимался конным спортом. Уже в 2001-ом он стал чемпионом мира среди юниоров, а последние 2 года выигрывает чемпионат США.
Но никого не ждали и не приветствовали так, как Евгения Плющенко. На "Кубке России" трехкратный чемпион мира, которому наконец-то удалось вылечить все травмы, показал программы, которые он готовит для Олимпиады. Окончательный выбор спортсмен сделал в пользу "Тоски" Пуччини для короткой программы, а произвольная осталась с прошлого года - под саундтрек к фильму "Крестный отец". Хотя ошибок в произвольной программе избежать не удалось, но сложность элементов и наполненность программ позволяют говорить о том, что Плющенко находится в хорошей форме.
Джонни Вейр (все так же по-русски) сказал о его выступлении: "Плющенко - звезда". Сам спортсмен после своей победы сказал, что одновременно доволен и недоволен своим выступлением. Доволен - потому что сделал комбинацию из четверного и тройного прыжков, аксель в три с половиной оборота ("один из лучших прыжков за мою карьеру"). Недоволен - потому что устал и был в сонном состоянии. На показательных выступлениях Евгений Плющенко сделал большой подарок для петербургских зрителей, исполнив показательный номер под песню Игоря Корнелюка "Город, которого нет", специально созданный к 300-летию Петербурга.
 ________________________________________________________________

ПРЕЛЮДИЯ ТРИУМФА
Российские фигуристы разгромили конкурентов на домашнем льду
"Новые Известия" 28 ноября 2005
Андрей Симоненко
Санкт-Петербург, исторический центр нашего фигурного катания, после двухлетнего перерыва получил обратно принадлежащий ему по праву российский этап серии Гран-при. Многие фигуристы, не только российские, но и иностранные, часто признаются, что Питер - их любимый город в турнирном календаре. И не исключено, именно поэтому Cup of Russia по составу оказался самым мощным среди всех шести этапов. Достаточно сказать, что в нынешнем году в Санкт-Петербург приехали все действующие чемпионы мира - Тотьмянина/Маринин, Навка/Костомаров, Слуцкая и Стефан Ламбьель. Швейцарец выиграл первенство в отсутствие травмированного Евгения Плющенко. О том, что прооперированный, выздоровевший и женившийся лидер отечественного мужского катания вернется на лед осенью на питерском этапе Гран-при, было известно давно. Поэтому честь и хвала Ламбьелю, что он не испугался и явился на Кубок России. Дуэль Евгения и Стефана стала главным событием минувшего уикенда. Правда, с одним уточнением. Главным событием для зрителей, но никак не для самих фигуристов.
Такова уж специфика олимпийского сезона. Каждый фигурист хочет подойти к важнейшему старту четырехлетия в оптимальной форме. Поэтому серия Гран-при в этот год - просто прелюдия, удобная возможность лишний раз прокатать свои программы, а не поле для принципиальных сражений. И Плющенко, и Ламбьель, и все остальные стараются грамотно рассчитать свои силы, не "загнать лошадей" в первой половине сезона, чтобы потом не оказаться у разбитого корыта. Нашему лучшему фигуристу готовиться к туринским Играм особенно тяжело. Все ждут от него только победы, поскольку очевидно, что еще одного олимпийского шанса судьба уже может и не предоставить. А под колоссальным психологическим давлением Женя несколько раз в своей карьере пасовал - взять хотя бы ту же Олимпиаду в Солт-Лейк-Сити. Именно поэтому наставник Плющенко Алексей Мишин ведет своего подопечного к кульминации его карьеры такими осторожными шажками, как будто эта дорога усеяна минами. Минимум разговоров (в том числе и с прессой), максимум работы - Евгению поставили аж три разных варианта олимпийской короткой программы, а автором одного из них, как сообщали "Новые Известия", является знаменитый тренер и хореограф Николай Морозов, создавший четыре года назад блестящую композицию "Зима" для Алексея Ягудина. Но, похоже, к олимпийской победе Плющенко (если ей будет суждено случиться) Морозов останется непричастен. Женя и его команда остановили свой выбор на программе, поставленной, что называется, штатным хореографом фигуриста Давидом Авдышем на "Тоску" Пуччини. Чем, откровенно говоря, заставил призадуматься. "Тоска" - произведение яркое, узнаваемое, но вместе с тем крайне сложное для интерпретации. Плющенко в образе Каварадосси показался неубедительным. Нет, все элементы короткой программы были исполнены Евгением идеально, благодаря чему Ламбьель отстал на целых 7 баллов, но бессмертная музыка существовала отдельно от того, что изображал на льду наш фигурист.
Гениальный Плющенко сам приучил нас относиться к нему как к перфекционисту. Хотя бы своей произвольной программой, которая должна стать для Евгения олимпийским "гранд-финале". Композиция под музыкальную обработку темы "Крестного отца" в исполнении венгерского скрипача Эдвина Мартона - настоящее произведение искусства, и Плющенко абсолютно прав, что оставил эту программу "на второй год". Она того заслуживает. Правда, в субботу откатать "Отца" идеально Жене не удалось. Был испорчен выезд со второго тройного акселя, были сбои в дорожке шагов, "поколбасило" во вращениях… Но "золото" досталось нашему спортсмену по праву. "Я доволен и недоволен одновременно, - так прокомментировал Плющенко свой питерский выход. - Хорошо, что сделал каскад с четверным, хорошо, что удался один из тройных акселей. Недоволен тем, что устал. Еще не набрал оптимальную форму". Что касается чемпиона мира, то в этот вечер Ламбьель обыграл Плющенко только по числу вывешенных во дворце огромных баннеров с признаниями в любви (6 против 3).
 __________________________________________________

ПОКЕР В ПИТЕРЕ
На завершившемся вчера этапе "Гран-при" Cup of Russia российские фигуристы завоевали четыре золотые медали.
"Спорт-Экспресс" 28 ноября 2005
Елена Вайцеховская
ВОЗВРАЩЕНИЕ
Одна из четырех российских побед - та, что одержал Евгений Плющенко, - оказалась совершенно особой.
Кульминацией выступления трехкратного чемпиона мира стал его первый выход на лед - короткая программа. Новая, нигде еще не катанная "Тоска".
Окончательный выбор в пользу этой композиции фигурист сделал всего месяц назад - услышал музыку во время своего выступления на втором этапе Кубка России в Москве, и все прежние заготовки на сезон были отметены за ненадобностью. Механизм принятия решения оказался несложен.
- Я чувствую эту музыку, понимаю ее, - объяснил Евгений. - Поэтому и не колебался с выбором. Хотя уже был настроен на то, что олимпийской короткой программой у меня будет "Однажды в Мексике" - та, что исполнял в Москве.
- Соперники Плющенко очень быстры и динамичны, - добавил тренер спортсмена Алексей Мишин. - В этих качествах они способны даже превзойти Женю. Но за их катанием не стоит философия. А в нашей новой программе можно показать именно глубину музыки.
Думаю, время оценивать программу первого номера российской сборной с точки зрения философии еще не пришло. В Питере "Тоска" была признана лучшей исключительно благодаря техническому исполнению. И совершенно невероятному куражу, свойственному Плющенко в родных стенах.
Насколько тот или иной спортсмен выложился в своем выступлении, лучше всего демонстрируют десять - пятнадцать секунд после того, как программа закончена. Первый выплеск эмоций не подделать - он всегда абсолютно искренен. Реакция Плющенко не оставляла сомнений: он отдал катанию все, что мог, и даже больше.
Если не знать предыстории, возможно, возник бы вопрос: "Зачем?" Зачем до такой степени выкачивать физические и нервные ресурсы из собственного организма, когда еще не набрана форма, да и сам турнир по большому счету второстепенен. Но одержать победу в первом после длительного перерыва старте и тем самым реабилитировать себя за неудачный предыдущий сезон для Плющенко было крайне важно. Он был обязан победить любой ценой. Поэтому и катался так, словно турнир в Питере был для него самым главным стартом всей жизни. А вот на произвольную немножко не хватило сил.
Об этом сказал сам фигурист, заметив, что усталость совершенно естественна: во-первых, слишком много сил было отдано на короткую программу, а во-вторых, набранная форма недостаточна, чтобы одинаково свободно кататься два дня подряд. Тем более в столь ответственной ситуации, на глазах у своей, домашней публики.
Но это уже было не важно. Короткой программой Евгений полностью восстановил статус-кво, в очередной раз подтвердив: если он катается так, как умеет, опередить его невозможно.
Короткая программа, собственно, психологически решила исход всей дальнейшей борьбы. Если разобраться, победить в ней куда тяжелее, чем в произвольной: не так уж мало фигуристов (в том числе и среди участников питерского "Гран-при") способны великолепно исполнить предписанные правилами элементы. Так что без малого девять баллов, на которые Плющенко оторвался от ближайшего преследователя - действующего чемпиона мира Стефана Ламбьеля, - воспринимались не просто как отрыв, но как катание в принципиально ином измерении.
Превосходство российского фигуриста в произвольной программе получилось более скромным. Швейцарец хоть и завалил открывающий программу тройной аксель, но дважды прекрасно справился с четверными прыжками, дополнительно компенсировал отставание более сложными, чем у Плющенко, вращениями и шагами и набрал в итоге за технику 71,30 (против 72,50, полученных Евгением). Зато разница за компоненты программы составила более пяти баллов.
Другое дело, что ни перед Ламбьелем, ни перед американцем Джонни Вейром вовсе не стояла задача вывернуться наизнанку в соперничестве с русским. К своим выступлениям в Питере оба отнеслись рационально, заметив, что все это пока еще не более чем тренировочный этап. Ламбьель, в частности, был весьма доволен уже тем, что его результат оказался на 20 с лишним баллов выше, чем на этапе "Гран-при" в Пекине.
Впрочем, с подобной позиции рассматривали свои выступления и победители в трех остальных видах программы. Слуцкая, Тотьмянина - Маринин и Навка - Костомаров выиграли турнир в "тренировочном" режиме - не прикладывая к этому максимальных стараний. Это и было в их победах самым ценным.
 _________________________________________________________________________

РОССИЙСКИЕ ФИГУРИСТЫ ОТРЕПЕТИРОВАЛИ ТУРИН
"Дни.Ру" 28 ноября 2005
Ирина Васильева
Порадовался за самого себя и трехкратный чемпион мира Евгений Плющенко, для которого олимпийский сезон только начался. Зато на публике наконец-то была показана новая короткая программа, которой ученик Алексея Мишина воспользуется и в Турине. "Тоска" Пуччини, впрочем, кому-то могла показаться чересчур "нагруженной" для олимпийского сезона. Более того, довелось услышать мнение, что предыдущая композиция - "Однажды в Мексике", поставленная Николаем Морозовым (между прочим, у чемпиона мира Стефана Ламбьела - совпадение? - короткая программа поставлена все тем же Морозовым и на ту же музыку), была гораздо сильнее.
Но с этим категорически не согласен тренер чемпиона Алексей Мишин, заявивший, что в короткой программе Евгения заключена глубокая философская мысль, чем может похвастать отнюдь не каждый спортсмен. Так или иначе, но судьи по достоинству оценили новое произведение Плющенко, выставив ему довольно солидный балл.
- На мой взгляд, после травмы и операции я выступил достойно, - подытожил промежуточный итог Женя. - Рад, что это оценили и судьи, выставившие прекрасную, весомую оценку. Но вся борьба впереди.
В качестве произвольной программы Евгений и его наставник решили оставить прошлогоднего "Крестного отца". Слегка обновив музыкальную оболочку (венгерский скрипач Эдвин Мартон в свое время предоставил несколько вариантов музыки) и максимально усложнив все элементы, Плющенко, тем не менее, не справился до конца с замыслом: задача выжать из себя максимум в этот вечер перед фигуристом не стояла.
- Я и доволен своим выступлением, и нет, - отметил Женя. - Доволен тем, что сделал комбинацию с четверным прыжком, а тройной Аксель - так и вовсе один из лучших прыжков в моей карьере. Мне удалось исполнить два лутца. Но я устал. Вообще состояние было сонным. Не могу сказать, что набрал идеальную форму, но в данный момент этого и не требуется.
Стефан Ламбьель в этот раз не сумел воспользоваться огрехами главного претендента на "золото" Турина, сорвав первый же прыжок. Не удивительно, что в скором времени публика на трибунах вовсю обсуждала не достоинства и минусы его произвольной программы, а соответствие костюма, в котором фигурировали элементы окраса зебры, собственно выбранной музыкальной теме - "Четыре времени года" Вивальди.
И все же Стефан нашел повод похвалить себя: по его мнению, у него осталась энергия под конец программы хотя бы для того, чтобы ее завершить. Что касается оригинального костюма, то Ламбьель признался, что в музыке услышал что-то свое.
- Сначала я подумал, что это зебра, увидевшая зиму и попробовавшая снег и лед, поэтому в костюме есть элементы снежинок. Холод ей не понравился, и зебра превращается в птицу и улетает в теплые края, поэтому в костюме появляются оранжевый и голубой цвета - цвета экзотических стран, - с серьезным видом вещал Стефан.
Еще один возможный соперник Евгения - американец Джонни Вейер, как выяснилось, недавно практически полностью поменял программу. Татьяна Тарасова, работающая с американцем, довела исполнение практически до стопроцентного уровня. Но теперь придется наверстывать упущенное.
- Правила меняются каждую неделю. К тому же не всегда уровень сложности того или иного элемента оцениваются адекватно. Почему, если я знаю, что могу согнуться по-любому, мне ставят второй уровень? - возмутился Джонни.
_________________________________________________________________________________

ПЛЮЩЕНКО - ЛУЧШИЙ!

"РБК" 27 ноября 2005
Евгений Плющенко выиграл "Кубок России" - после победы в короткой программы он стал лучшим и в произвольной. Правда, нельзя сказать, что в субботу он был на высоте, однако все равно Плющенко смог легко опередить чемпиона мира швейцарца Стефана Ламбьеля. Третьим стал американец Джонии Вейр, который не смог выполнить два тройных.
Первая часть программы Плющенко была переполнена прыжками: он выполнил девять прыжков, прежде чем перейти к другим элементам. И если в первой части делался упор на технику, то затем Плющенко переключился на артистизм, и в итоге заработал 82,10 балла.
Некоторые элементы он не стал выполнять, чтобы не перегружать травмированные паховые кольца, на которых он перенес операцию.
"Для начала сезона мое выступление стоит признать успешным. Я же с марта не выступал на соревнованиях", - сказал Плющенко.
Программа Ламбьеля была более насыщенна в техническом плане. Например, он сделал два четверных прыжка, а Плющенко - лишь один. Однако все усилия швейцарца были перечеркнуты уже в самом начале, когда он упал при выполнении тройного и плохо выехал с первого четверного.
 _______________________________________________________________________

СЛУЦКАЯ НЕ ОСТАВИЛА СОПЕРНИЦАМ НИКАКИХ ИЛЛЮЗИЙ 
Вчера в ледовом дворце стартовал предпоследний, 5-й этап "Гран-при".
"Спорт-Экспресс" 26 ноября 2005
Елена Вайцеховская
ЧТО ПРЕДПОЧЕЛ ПЛЮЩЕНКО?
Завершать вчерашний - стартовый - день питерского турнира выпало мужчинам, поэтому, передавая этот репортаж в редакцию, я еще не знала, каким получится первый международный выход в олимпийском сезоне двукратного чемпиона мира Евгения Плющенко. Его выступлению предстояло стать гвоздем российского "Гран-при", это понимали все, в том числе и сам спортсмен, и его тренер Алексей Мишин.
К концу ноября им удалось заинтриговать публику окончательно: вплоть до начала официальных тренировок в ледовом никто не мог сказать с уверенностью, какую же короткую программу будет исполнять главный претендент на золото предстоящей Олимпиады, - "Кармина Бурана", которую Плющенко показал на августовском шоу в испанской Хаке, "Однажды в Мексике", с которой фигурист выступал на втором этапе Кубка России в Москве в конце октября, или же "Тоску", впервые представленную на суд публики две недели назад на показательных выступлениях в Германии.
"Зачем такие метания? - недоумевали болельщики. - Неужели до сих пор сам Плющенко не определился с выбором? До Игр-то - два с небольшим месяца..."
На первый взгляд беспокойство было понятно. Все слишком хорошо помнят, чем закончилась для Плющенко скоропалительная смена произвольной программы четыре года назад, когда под влиянием не очень положительных отзывов со стороны специалистов тренер и спортсмен в конце года решили отказаться от почти полностью накатанной постановки "Жизнь артиста" в пользу более легкой для зрительского восприятия "Кармен". Впоследствии Мишин неоднократно говорил, что считает то решение ошибочным.
Оно и было ошибочным. Имея столь значительный авторитет в своей профессии, Плющенко и четыре года назад, и сейчас мог бы позволить себе интерпретировать на льду любую тему без каких бы то ни было оглядок на общественное мнение. Хотя бы для того, чтобы никому не приходило в голову, что первый фигурист мира пребывает в неуверенности накануне главного для себя старта.
С другой стороны, разнообразие программ на начальном этапе нынешнего сезона вполне могло быть тщательно продуманной тренерской стратегией. С тем чтобы раньше времени не загонять ученика в узкие рамки конкретных программ и таким образом способствовать дополнительной творческой мотивации в работе.
Как бы то ни было, на первых тренировках в ледовом Плющенко выглядел превосходно. В четверг он приступил к планомерному психологическому "убиванию" соперников: легко исполнял четверные тулупы и тройные аксели, а вчера днем окончательно застолбил за собой роль фаворита, показав каскад 4+3 с тройным риттбергером в качестве второго прыжка. Действующему чемпиону мира швейцарцу Стефану Ламбьелю и двукратному чемпиону США Джонни Вейру осталась роль догоняющих.
Впрочем, тренировка - это всего лишь тренировка. Поэтому о мужчинах придется поговорить в следующий раз. Хотя еще до начала вчерашних стартов общие прогнозы на турнир в целом сводились к тому, что во всех четырех видах программы российские фигуристы окажутся вне конкуренции. Ведь в Питере собрались все те, кого не без оснований считают первыми номерами будущей олимпийской сборной: Плющенко и Ирина Слуцкая - в одиночном катании, Татьяна Тотьмянина и Максим Маринин - в парном и Татьяна Навка и Роман Костомаров - в танцах на льду.
Причем все эти спортсмены сумели, судя по тренировкам, набрать к концу ноября превосходную форму. В частности, Слуцкая вовсю пробовала на тренировках каскад из двух тройных прыжков, который всего три недели назад в ее боевом арсенале еще не значился.
 __________________________________________________________________________

"ДОБРО", ЖЕНЯ!
В короткой программе россиянин был на голову выше чемпиона мира из Швейцарии
"Советский спорт" 26 ноября 2005
Сергей Пряхин
"КАК ТАМ ЖЕНЯ?"
- Евгени Плющенко - добро? Евгени Плющенко - добро? - выделяя в слове "добро" первый слог, приставал к людям полноватый человек в поношенном свитере и очках. Дело происходило в гостинице "Москва", человек был швейцарским журналистом, а его респонденты - гостями предпоследнего этапа "Гран-при" - Кубка России, который в эти дни проходит в Санкт-Петербурге. Швейцарцу, которого интересовало состояние Плющенко - главного конкурента его соотечественника, чемпиона мира Стефана Ламбьеля, все кивали головой и дружно отвечали одно и то же: "Добро!"
Хотя на самом деле о состоянии Плющенко не было известно почти ничего. Для нашего трехкратного чемпиона мира это был второй старт в сезоне, причем этап Кубка России в Самаре был, скорее, разминкой. Тренер Плющенко Алексей Мишин на вопрос "Как Женя?" только загадочно улыбался, а менеджер спортсмена Ари Закарян ограничился замечанием, что на утренней пятничной тренировке он выглядел неплохо.
Швейцарский журналист, отчаявшись получить более подробную информацию о Плющенко, после консультации с российскими коллегами переиначил свой вопрос:
- Евгени Плющенко - отшен хорош или не отшен?
Но пока этот вопрос оставался без ответа.
ЛАМБЬЕЛЬ - №1
Гостиница "Москва" в городе на Неве собрала сейчас почти все сливки мира фигурного катания. В холле не устает отвечать на приветствия неувядаемая Татьяна Тарасова, фотографируются с любителями фигурного катания легендарные Людмила Белоусова и Олег Протопопов, готовится к прокату, сосредоточенно прогуливаясь, Илья Климкин, который вскоре отправляется в Ледовый дворец в сопровождении Евгения Плющенко и его молодой жены.
Казалось бы, вполне логично и жеребьевку первого дня соревнований провести в "Москве". Но нет, решили организаторы. Солидная делегация участников "Гран-при" и журналистов на четырех автобусах отправилась в Константиновский дворец - питерскую резиденцию Владимира Путина.
Все бы ничего, да вот только Константиновский дворец - это даже не дальний конец Санкт-Петербурга, это пригород. В результате, как шутили журналисты, гости ознакомились с одной из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга - вечерними пробками. Некоторые фигуристы мужественно дотерпели это испытание до конца, некоторые, вспомнив об утренних тренировках, попросили высадить их в черте города и вернулись в отель на такси.
Сама жеребьевка прошла без особых происшествий, если не считать, что Ламбьель, галантно пропустив вперед Плющенко, в итоге вытащил нелюбимый почти всеми фигуристами первый номер.
ПЛЮЩЕНКО БЬЕТ РЕКОРД
В парном катании Татьяна Тотьмянина и Максим Маринин, хоть до конца не раскрылись, тем не менее уверенно выиграли короткую программу. Здесь борьба, судя по всему, предстоит только за второе место, где наши Юлия Обертас и Сергей Славнов чуть-чуть опережают польскую пару.
А дальше на лед выходят мужчины. Три фаворита, волею жребия оказавшиеся в первой группе - Ламбьель, Климкин и Плющенко, - гипнотизируют друг друга на разминке, которая проходит под нескончаемые крики: "Женя! Женя!"
Швейцарец, похоже, переволновался. В первом же прыжке - тройном акселе - он задевает рукой лед, в следующем каскаде срывает выезд из тройного. Климкин тоже не железный: падение на четверном тулупе.
А вот Плющенко откатал свою короткую программу без малейших помарок с технической точки зрения, набрав сумасшедшую сумму баллов - 87,20. Это лучший результат в истории мужского катания после введения новых правил судейства. Нельзя, правда, не отметить, что в музыку - "Тоска" Пуччини - Женя попадал, мягко говоря, не всегда.
В остальном же Плющенко был "отшен хорош". Вот только Алексей Мишин утверждает, что у них с Женей есть в запасе еще один вариант короткой программы. И что покажет Плющенко на Олимпиаде - это вопрос, на который они пока не знают ответа.
 __________________________________________________________________________

ПЛЮЩЕНКО ПОСТАВИТ УДАРЕНИЕ В "ТОСКЕ"
"Смена" 24 ноября 2005
Борис Ходоровский
Сегодня в Константиновском дворце пройдет жеребьевка участников V этапа Гран-при по фигурному катанию. Поклонников этого вида спорта ожидает настоящее пиршество. В Ледовом выступят все действующие чемпионы мира и все лидеры российской сборной. С особым волнением болельщики Евгения Плющенко ожидают его отложенную еще в марте дуэль со Стефаном Ламбьелем, в которую наверняка захотят вмешаться еще и Джонни Уэйр со Штефаном Линдеманном.
Вчера на пресс-конференции в Балтийском информационном агентстве наставник фигуриста Алексей Мишин сказал, что его подопечный настроен на серьезную борьбу, хотя все олимпийские козыри выкладывать не собирается. На вопрос корреспондента "Смены", какую из трех заготовленных к сезону коротких программ увидят зрители, Алексей Николаевич ответил даже с некоторой обидой:
- Мы не три, а четыре композиции разучили. В Ледовом на суд зрителей представим "Тоску".
Как пошутил мэтр тренерского цеха, на какой слог нужно будет ставить ударение, решит публика.
 _____________________________________________________________________________

ПЕТЕРБУРЖЦЫ УВИДЯТ "ТОСКУ" В ИСПОЛНЕНИИ ЕВГЕНИЯ ПЛЮЩЕНКО
"Балтийское информационное агентство" 24 ноября 2005
В рамках этапа международных соревнований ISU Гран-при "Кубок России - 2005", который пройдет в Санкт-Петербурге с 24 по 27 ноября, Евгений Плющенко представит программу под названием "Тоска". Об этом заслуженный тренер СССР Алексей Мишин сообщил в среду, 23 ноября, на пресс-конференции, которая состоялась в Балтийском информационном агентстве (БИА) при поддержке Клуба спортивных журналистов. По его словам, вариантов программ, которые могли бы быть представлены на Олимпиаде 2006 года, было четыре, но для данного этапа выбрана именно "Тоска".
"Запланирован серьезный уровень трудности программы, хотя современные правила позволяют победить, даже не прыгая четверных прыжков. Но, по нашему мнению, этот путь не является правильным и ведущим к развитию фигурного катания", - отметил А.Мишин.
Он также добавил, что перенесенная операция внесла серьезные изменения в организм спортсмена, и в связи с этим возникли определенные трудности с подготовкой программы.
"Но без трудностей невозможно. Позицию, согласно которой можно "закидывать шапками" и трусить, мы не поддерживаем", - подчеркнул А.Мишин.
Также тренер заметил, что занятия Е.Плющенко футболом не могут отрицательно сказаться на его карьере фигуриста.
"В футбол он играет, но под наблюдением тренера, и не на таком высоком профессиональном уровне, как можно подумать. К тому же игра в футбол дает Евгению Плющенко эмоциональную разрядку", - сказал А.Мишин.
____________________________________________________________________

ЕВГЕНИЙ ПЛЮЩЕНКО ЖЕНУ НА СОРЕВНОВАНИЯ НЕ ПУСКАЕТ
Наш главный претендент на олимпийское "золото" выиграл Гран-при и дал "КП" эксклюзивное интервью
"Комсомольская правда" 1 декабря 2005
Дмитрий Иванов
Женя Плющенко давно не показывался на публике, а его подготовка была так засекречена, что невольно появился страх за олимпийское будущее фигуриста. Но на этапе Гран-при в Петербурге, который Женя выиграл с блеском, он развеял опасения. А после эксклюзивного интервью с корреспондентом "КП" и вовсе стало ясно: все у претендента на "золото" Турина идет по плану.
- Женя, тяжело было выходить на лед в серьезном турнире после долгого перерыва?
- Конечно, тяжело. Я же полгода ничего не делал.
- Так уж и ничего?
- Да нет, конечно, прошел курс реабилитации, тренировался по 2 - 3 раза в день.
- Вы поменяли за осень четыре короткие программы, но остановились на "Тоске".
- Это произошло на этапе Кубка России в Москве. Перед своей короткой программой смотрю: катается под эту мелодию молодой парень. И неплохо катается, пластично. Внутри сразу что-то дернуло, и я сказал Алексею Николаевичу Мишину: "Давайте найдем в Питере запись, я сделаю эту тему от души".
- На сколько процентов сегодня вы готовы?
- Оптимальная форма где-то рядом. Ведь даже на показательных выступлениях спокойно делаю четверной прыжок. Оценю готовность процентов на 95. Вы, наверное, заметили: в произвольной программе были помарки. Это короткая программа забрала силы. И еще немного забыл, как выступать.
"СО ЛЬДА ИДУ В БАНЮ"
- После травмы паха и операции вам нужно набирать физические кондиции?
- Специальных упражнений у меня нет. А вот летом и бегал, и прыгал, и плавал. Один умный человек недавно сказал: "Ты можешь смело тренироваться три раза в неделю, потому что опытный, хорошо чувствуешь свой организм". Сейчас главное - правильно восстанавливаться. После тренировки сходить в баню, выспаться, подышать свежим воздухом.
- Судьи сейчас работают по новой системе и, по общему мнению, не могут выработать для себя четких критериев оценки. Это может помешать?
- Не хочу загадывать на Олимпиаду, потому что настраиваю себя на этот сезон как на обычный. После порассуждаем. И все же. Вот сейчас катались Жубер и Батл. Жубер сделал четверной тулуп и тройной аксель, а Батл упал с этих прыжков и выиграл. Это неправильно. Сложные вещи уходят из фигурного катания. Сегодня из двенадцати человек лишь трое прыгали четверной. Никто не рискует, все хотят прокататься чисто. А это уровень восьмилетней давности. Смешно. С другой стороны, нравится, что по новым правилам пристальнее смотрят за скольжением, за катанием, за вращениями, артистичностью.
- Все говорят, что России на Олимпиаде не дадут выиграть четыре "золота".
- Дадут-не дадут: наша задача - быть на голову выше соперников. Тогда просто не смогут не дать. А чтобы политика не вмешивалась, нужна помощь Российской федерации фигурного катания.
- Ночью не снится, что срываете прыжок или, наоборот, поднимаетесь на пьедестал?
- Нет, я переболел этим. Моя задача - спокойно тренироваться в свое удовольствие.
- А вывести из себя Плющенко можно?
- Можно, если что-то не получается по работе. Могу кричать, говорить нехорошие слова. Но исключительно в свой адрес.
- Семья добавила спокойствия в вашу жизнь?
- Добавила. Конечно, как и в любой семье, есть невзгоды, ссоры. Но самое главное - после тренировки я иду с удовольствием домой к жене. Значит, это и есть любовь, значит, в семье все в порядке. Мои нынешние успехи - это и ее огромная заслуга.
- Маша приходит поболеть?
- Да, на показательные выступления. На соревнования я прошу не ходить. Это примета. Так у нас с мамой повелось с двенадцати лет.
"ПОДУМЫВАЮ О РЕБЕНКЕ"
- Говорят, ваша супруга ждет ребенка...
- Кто-то уже давно пустил слух, что Плющенко женился, потому что Маша беременная. Чушь! Дошло до того, что все знакомые спортсмены спрашивают: "Жень, ну когда малыша ждешь?" Я отбиваюсь: "С чего вы это взяли!" В принципе я не против завести ребенка. Но только после Олимпиады.
- Вы говорили, что после Игр в Турине можете уйти из любителей, а может, и нет. От чего это зависит?
- От внутреннего состояния, от травм. Если буду чувствовать себя идеально, как на сегодняшний день, то, безусловно, останусь. И, конечно, надо будет вновь захотеть работать, выступать. Посмотрим...
- Сейчас у вас ничего не болит. Не лукавите?
- Сам удивляюсь. У меня очень много травм было: и спина, и колени, и пах, и голеностопы, но после поездки в Германию, где сделали операцию на пахе, все стало проходить. Скорее всего, все дело в том, что в этом году действительно по-настоящему отдохнул, съездил на море, вдоволь позагорал, поплавал, в банях и саунах насиделся. На протяжении многих лет я отдыхал не больше двух недель в году. Максимум месяц. Такой нагрузки никакой организм не выдержит.
"ВСЕГДА СТАРАЮСЬ НАЙТИ ПОДХОД К НУЖНЫМ ЛЮДЯМ",
- говорит спортивный агент Ари Закарян
"Санкт-Петербургские ведомости" 6 декабря 2005
Елена Оникул
Не секрет, что у каждого спортсмена сейчас имеется собственный менеджер или агент. Есть они и у фигуристов. Агенты отстаивают интересы своих подопечных, обеспечивают интерес к ним со стороны прессы, помогают найти работу в различных шоу. В ходе недавно состоявшегося в Петербурге Кубка России наш корреспондент Елена Оникул встретилась с Ари Закаряном, агентом Евгения Плющенко и Ирины Слуцкой.
- Ари, насколько я знаю, вы начинали как фигурист?
- Да, достаточно долгое время я катался в Ленинграде под руководством Алексея Мишина. Могу сказать, что достиг неплохих результатов: на чемпионате СССР среди юниоров был серебряным призером в состязании одиночников, несколько раз становился чемпионом города. Неизвестно, как бы все сложилось, если бы я не получил серьезную травму - перелом ноги. Естественно, после этого об участии в соревнованиях можно было забыть.
В 1987 году я демобилизовался из армии, вернулся домой и поступил на работу в Ленинградский балет на льду, где был солистом труппы. Через год там же стал выступать и мой друг - армянский фигурист Акоп Манукян. С ним мы придумали трюковой номер, можно сказать, стали первыми в мире ледовыми акробатами.
- А как вы оказались в США?
- Мы с Акопом с успехом гастролировали в составе Ленинградского балета на льду. Но в конце 1980 - начале 1990-х годов политическая ситуация в стране стала принимать непредсказуемый характер, и я всерьез задумался о будущем. Сначала я отправил в Америку своего партнера. А когда случился путч, сразу уехал к нему. Кстати, во время перелета произошло много смешных ситуаций. Например, в самолете у одного из пассажиров украли кошелек, и все почему-то указали на меня.
- Как вам удалось найти в Америке работу?
- Это еще одна забавная история. В то время в США уже работал известный тренер по фигурному катанию Игорь Шпильбанд. Приехав в Америку, я тут же ему позвонил. Он сразу пригласил меня к себе в Детройт. Акоп же остался в Нью-Йорке, поскольку нашел работу уборщика в армянской церкви. Получал он 4 доллара в час, нам казалось тогда, что это огромные деньги. В Детройте Игорь сказал, что проблем с трудоустройством у меня не будет. А вскоре звонит мой партнер с новостью: нас приглашают работать в одно из шоу Нью-Йорка, завтра мы обязательно должны быть на собеседовании. Я купил билет на самолет, истратив на него почти все имевшиеся у меня деньги. Но самое ужасное, что никакого собеседования не было и в помине. Просто женщина-агент, которой я в свое время послал кассету с нашими выступлениями, решила пригласить бедных фигуристов-армян к себе на чашечку кофе. А мой партнер из-за плохого знания языка ее не понял и заставил меня прилететь из Детройта. Но работу с ее помощью мы все-таки нашли, потом поступили в труппу Нью-Йоркского балета на льду. В октябре 1991 года мы выступили в Рокфеллер-центре, и после этого на нас посыпался шквал предложений.
- Что побудило вас сменить профессию и стать агентом?
- Я всегда был очень общительным человеком, старался заводить знакомства с разными людьми. Стать же агентом я решил после встречи с будущими двукратными чемпионами мира среди профессионалов Еленой Леоновой и Андреем Хвалько. В то время они катались в шоу Disney on Ice. Ребята были очень недовольны своей работой, но, по условиям контракта, им было сложно уйти из этого шоу. А я видел, что они обладают большим потенциалом, понимал, что при хорошей раскрутке могут стать суперзвездами. Мы решили работать вместе, но для этого надо было разорвать контракт. Вместе прошли несколько судов и в конце концов добились своего. Я сразу же договорился, чтобы они выступали в очень крупном соревновании фигуристов-профессионалов - US Open. И они с ходу победили на этом турнире. После чего дела у них, а соответственно, и у меня резко пошли в гору.
- Как вам, выходцу из России, удалось составить достойную конкуренцию маститым американским агентам, расположить к себе спортсменов и продюсеров?
- Я прошел хорошую школу. Сейчас я знаю все тонкости работы в мире фигурного катания, владею агентской компанией. Повторюсь, что всегда старался найти подход к нужным людям. Бывало, за свои деньги водил их в рестораны, умолял, просил. Помню, когда устраивал своих подопечных в самый крупный тур Америки Champions on Ice, сказал его продюсеру Тому Коллинзу, что готов заплатить неустойку и никогда его больше не беспокоить, если мои ребята не понравятся публике.
- Сейчас в число ваших подопечных входят два сильнейших представителя одиночного катания - Евгений Плющенко и Ирина Слуцкая. Как, на ваш взгляд, сложится их карьера после Олимпиады?
- Ира, скорее всего, в следующем году закончит выступать в любительском спорте. А вот насчет Евгения Плющенко я бы зарекаться не стал. Он обладает таким большим потенциалом, что сможет кататься еще не один год.
- Почему для Плющенко было так важно выступить на недавно завершившемся в Петербурге Кубке России?
- Он всегда старается начинать сезон в Петербурге. В родном городе ему очень комфортно. Перед Олимпиадой Жене необходимо выступить хотя бы семь-восемь раз, чтобы уверенно чувствовать себя на самих Играх. Кубок России входит в международную серию "Гран-при", это прекрасная возможность показать судьям свои программы.
Вообще Петербург постепенно становится центром российского фигурного катания. И это заслуга городской федерации и ее президента Олега Нилова.
- Кстати, о программах. Евгений и его тренер Алексей Мишин до сих пор не говорят, какую именно произвольную программу они представят на Олимпиаде в Турине. Почему?
- Не мне судить о действиях спортсмена и его тренера. Но, на мой взгляд, прошлогодняя программа "Крестный отец" - идеальный вариант для показа на Олимпиаде. И это не только мое мнение. Многие специалисты называют ее одной из лучших в истории фигурного катания. Когда Женя ее катает, что называется, по телу мурашки бегут.
____________________________________________________________

ЕВГЕНИЙ ПЛЮЩЕНКО: Я ЕЩЕ ПОКАТАЮСЬ...
"Труд" 7 декабря 2005
Людмила Безрукова
На предстоящей Олимпиаде главные надежды российской сборной связаны с фигуристами. Они вполне могут на Играх-2006 в Турине завоевать четыре золотые медали. Одна из главных надежд - петербуржец Евгений Плющенко, выступающий в мужском одиночном катании.
В последние годы его мучила травма. Из-за нее спортсмену пришлось сняться с чемпионата мира-2005, проходившего в марте в Москве. Но вот на недавнем - "петербургском" этапе Гран-при ИСУ Евгений выступил вдохновенно. Словно никакой травмы у него никогда и не было. Даже действующий чемпион мира швейцарец Стефан Ламбьель аплодировал своему российскому сопернику, признавая его превосходство.
А вот как оценивают свои выступления и ход подготовки к Олимпиаде сам Плющенко и его тренер Алексей Мишин.
- После травмы и операции чувствую себя нормально, - сказал фигурист корреспонденту "Труда". - На последнем этапе Гран-при откатался достойно. Рад, что судьи это оценили...
- Евгений, программа, с которой вы выступали, - олимпийская?
- Сезон для меня, в сущности, только начинается, и говорить о чем-то конкретном рано. Короткую программу мы меняли, например, уже пять раз. Хочется достичь совершенства. Вот и ищем оптимальный вариант с тренером Алексеем Мишиным и хореографом Давидом Авдышем.
- Мы пробуем разные варианты музыки и сочетания элементов, - вступил в разговор Мишин.
- Но ведь Олимпиада уже на носу!
А. М.: - Ну и что? Короткая программа, поставленная на музыку из оперы "Тоска" Пуччини, думаю, окончательная. Остается только отшлифовать ее, довести до совершенства.
- Эта программа - ваш выбор или Жени?
А. М.: - У нас все решает маленький коллектив, который состоит из трех человек - тренера, хореографа и спортсмена. Мы искали хорошую музыку и остановились на "Тоске" потому, что она позволяет выразить то, что близко Жене по духу. Сама программа, набор и сочетание элементов к Играм будут существенно сложнее.
- Оцените, пожалуйста, выступление одного из главных ваших конкурентов - швейцарского фигуриста Ламбьеля.
Е. П.: - Я за выступлениями других фигуристов не слежу. Мне сказали, что его короткая и произвольная композиции начинаются, как и у меня, с трех сложных прыжков подряд. Ради Бога! Главное, как их исполнить.
А. М.: - Я не хочу комментировать выступление швейцарца, делать ему лишнюю рекламу! Одно скажу - он нормально катается. Мы ко всем соперникам относимся серьезно, считаем их достойными конкурентами. Костяк программы у всех спортсменов одинаков. Различия в хореографическом решении и нюансах исполнения. Настораживает одно - более молодые соперники Жени быстры, ловки и психологически ничем не отягощены.
- К слову, о психологической подготовке. Вы будете приглашать в свою группу ближе к Олимпиаде опытного специалиста-психолога, как это сделала четыре года назад Татьяна Тарасова, выводившая на лед Алексея Ягудина? Многие считают, именно благодаря психологу Рудольфу Загайнову Ягудин сумел тогда победить. А Плющенко, наоборот, не справился с волнением, допустил серьзную ошибку. Вообще вспоминаете ту, первую для Жени Олимпиаду?
- Совсем ни к чему об этом вспоминать. И потом, Женя не проиграл Ягудину, а выиграл серебряную медаль. Для юного, 19-летнего в ту пору спортсмена - замечательный результат. За прошедшие годы ему удалось выиграть два чемпионата мира, европейское и российское "золото", Гран-при ИСУ. Женя постоянно совершенствуется. Его катание стало более зрелым и взрослым. Он делает сейчас такие прыжки, которые не мог делать четыре года назад. Например, сочетание четверной тулуп - тройной ритбергер. Надеюсь, ответил на ваш вопрос о психологе. Забудьте эту тему. Не надо создавать спортсмену комплексов.
Е. П.: - Лучший психолог для меня - это работа и правильный отдых. Я стараюсь следить за выступлениями российских спортсменов в разных видах спорта. Люблю футбол, болею за "Зенит", в котором играет мой друг Саша Кержаков. Мы регулярно созваниваемся с ним, в курсе дел друг друга. У меня много знакомых из числа боксеров. В частности, Николай Валуев. Если есть возможность, всегда смотрю поединки с его участием. Рад, что он сумел заявить о себе во весь голос на профессиональном ринге.
- Ваша жизнь сильно изменилась после женитьбы?
Е. П.: - Без комментариев.
А. М.: - Летом, после бракосочетания Жени, я говорил, что рассчитываю на помощь его молодой жены. Прежде всего в плане создания ему дома условий для нормального быта и отдыха. Сейчас в работе со спортсменом не чувствую, что он, будучи теперь женатым человеком, как-то изменился. Разве что стал более выдержан, уравновешен. Видимо, в этом и состоит главная заслуга его жены.
- Можете спрогнозировать итоги олимпийского турнира одиночников в Турине?
А. М.: - Ни один разумный тренер не станет этого делать. Зачем предвосхищать? Кататься как можно лучше - вот и все.
- Входит ли в ваши планы выступление на чемпионате мира-2006, следующем за Олимпиадой, под занавес сезона?
Е.П.: В мои планы входит не только грядущая Олимпиада, но и ближайшие чемпионаты России, Европы, мира. Знаю, есть люди, которые ждут не дождутся, когда я уйду из любительского спорта. Но сам такого желания пока не испытываю. Возможно, буду кататься даже до следующей, 2010 года, Олимпиады.